|
|
|
|
|||
|
한국인
|
日本
|
Алишер Навои (1441-1501) - великий поэт и мыслитель, государственный деятель. Его полное имя Низамиддин Мир Алишер. Под псевдонимом Навои он писал на чигатайском (или узбекском) и на персидском (на фарси). Это крупнейший представитель узбекской литературы на Западе. Вообще, среди всего тюркского народа нет такой крупной личности, как он. С юных лет Навои дружил с будущим правителем Хорасана (Трансоксании) Хусейном Бойкаро (1469-1506). Стихи начал писать с 10-12 лет. Согласно сведениям, оставленным современником Навои историком Хандамиром (1473(76) -1534), известный узбекский поэт Лутфи (1369-1465) в преклонном возрасте был замечен мальчиком Навои и высоко оценил его поэтический талант. На протяжении всей жизни Навои бывал в разных странах мусульманского Востока, встречался с выдающимися личностями своего времени. Совершенствует свое поэтическое мастерство. В 1464-1465 годах знатоки творчества Навои готовят его первый поэтический сборник (девоны). Из этого видно, что в те времена Навои был известным поэтом. До 1469 года из-за внутренних распрей между тимуридами Навои был вынужден жить вдали от своего родного города Герата. В 1469 году тимурид Хусейн Байкара завоевал Герат и стал правителем Хорасана. С этого времени начался новый этап жизни Навои. Он принимает активное участие в политической жизни страны. В том же году правитель Хорасана назначил Навои государственной печатью, а в 1472 году он стал министром. За свою карьеру он внес значительный вклад в культурное и научное развитие страны. Становится владельцем большого имущества. В 1480 г. в г. Герате и других областях за свой счет построил несколько медресе, 40 работ (станций для пассажиров), 17 мечетей, 10 суфийских жилищ (ханака), 9 бань, 9 мостов и др. Однако дворцовым чиновникам не нравится деятельность Навои, и они через различные заговоры портят свои отношения с Хусейном Бойкаро. Таким образом, Навои был освобожден от должности и в 1487 г. отправлен правителем в Астробод. Здесь он служит два года. Только по истечении этого срока Х. Бойкаро позволяет ему вернуться в Герат и сделать карьеру в его правительстве. Но Навои отвергает это предложение. Несмотря на отказ, Бойкаро предлагает должность близкого человека султана (“мукарраби Хазрати султан”). В такой должности Навои имел право принимать решения по всем делам, связанным с государственными делами. С этого времени начинается новый этап в жизни Навои, и он все больше занимается творчеством. Большая часть созданных им произведений относится именно к этому периоду. Навои жил и работал в последние годы правления Тимуридов (1370-1506). Поэтому в его произведениях преобладает общественный дух, важные проблемы, характерные для этой эпохи. В 1490-1501 годах Навои создал свои самые изысканные, социально-философские и научные произведения. Творчество Алишера Навои огромно. Объем шести дастанов составляет около 60 000 стихов. С 1483 по 1485 год Навои создал произведение «Хамса», в которое вошли пять эпосов: «Хайрат ул-Аброр» («Удивление добрых людей»), «Фарход и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Саб`ай Сайяр». ("Семь планет"), "Садди Искандарий" ("Стена Александра"). “Хамса”Навои считается первым произведением на тюркском языке, созданным в этом жанре. Он доказал, что на тюркском языке можно создать произведение такого масштаба. Действительно, Навои пытался доказать, что на чигатайском языке (староузбекском) можно создать произведение, стоящее на одном уровне с персидско-таджикской литературой. И ему это удалось благодаря своим пяти сокровищам. Навои пробует свое перо практически во всех жанрах мусульманского Востока и показывает, что у него есть свой голос, свой стиль. В восточной литературе на тему” Лейли и Меджнун " создано более 120 дастанов. Навои также пишет дастан на эту тему с личным подходом. В эпосе рассказывается о любви Лейли и Меджнуна. В своем выражении Навои пытался истолковать любовь к человечеству и суфизму. Свои суфийские взгляды Навои также выразил в поэмах” Фархад ва Ширин“,” Хайрат уль-Аброр". В его поэмах тема суфизма поднимается до общечеловеческого уровня. В этих дастанах одновременно через гуманистическое мировоззрение поэта ставятся актуальные проблемы мира. В двух других дастанах в «Хамсе» - «Сабъай сайяр» («Семь планет»), «Садди Искандарий» («Стена Искандара»)рассматриваются проблемы с правителем (Каюмов А. Садди Искандарий. В Ташкенте , 1980 года, на узбекском языке) становится ведущим. Известно, что Навои был близок ко дворцу Тимуридов и имел влияние на своего друга и царя Хусейна Бойкаро. Поэтому в этих дастанах Навои выразил идеи посвящённые Х. Бойкаре: изменчивость мира и престола; Обязанности правителя перед своим народом... По отношению к традициям Хамсанафиса Навои отличается своей социальной и политической решительностью и оригинальностью. Абд ар-Рахман Джами (1414-1492) читал «Хамсу» Навои и хвалил ее. По своей социальной и художественной сущности “Хамса” Навои занимала высокое место в Средней Азии. Его много раз переписывали. Сегодня существует большой список «Хамсы» или его дастанов. Только в фонде Института востоковедения имени Абу Райхана Беруни насчитывается 166 рукописей, переписанных в XV-XX веках, составляющих целое произведение «Хамсы» или отдельные его дастаны. 84 из них в виде полных дастанов. Размер и популярность хамсы Навои показывают, что она занимает особое место в интеллектуальной жизни Центральной Азии. На протяжении всей своей жизни Алишер Навои совмещал литературное творчество с политикой. Будучи высокопоставленным чиновником, он внес значительный вклад в социально-экономическое развитие страны; Он всегда стремился к миру и согласию, чему способствовало развитие науки и искусства. Навои составил свои стихи на персидском языке под названием «Девони фоний». Он также хотел конкурировать с персидскими поэтами. Если считать количество газелей, выпущенных в виде сборников, то их 3150. Не будет преувеличением сказать, что Навои является лидером по количеству написанных им стихов. Навои также составил персидские сборники стихов и создал два сборника: «Ситтай Зарурия» («Шесть потребностей») и «Фусули Арбаа» («Четыре времени года»). Навои своей поэзией вывел на новый уровень узбекскую (чигатайскую) литературу. Поэзия Навои превосходит его более раннюю узбекскую литературу широтой тематики и жанровым разнообразием. В поэзии, как и в эпосах, он выражал актуальные вопросы светского и религиозного суфизма. Изданы также религиозные произведения Навои: «Арбаин» («Сорок рубайят»), «Мунаджат» («Молитва Аллаху»). Опубликован более подробный текст суфийского прозаического произведения «Насаим ал-мухаббат» («Ветер любви»), в котором содержатся сведения о 750 суфийских шейхах. Навои также создавал научные работы. реди них работы, сравнивающие персидский и тюркский языки: «Мухокамат ал-лугъатайн» («Двуязычный спор»); по теории аруз (объем написания стихов) - «Мезон ал-аузан» («Измерение объема»), по теории проблемного жанра - (загадка) «Муфрадат».
Кроме того, им были написаны брошюры на исторические темы: «Тарихи мулки Аджам» («История царей Ирана»), «Тарихи анбия ва хукама» («История пророков и мудрецов»). Свои художественные письма он собрал в сборник «Муншаат». Его царские труды посвящены жизни Абд Ар-Рахмана Джами — «Хамсат аль-мутахайрин», 1494 г., «Халати Сайид Хасан Ардашер» («Жизнь Сайида Хасана Ардашера»), «Халати Пахлавон Мухаммад» («Жизнь Пахлавона Мухаммада»). "). .
Последнее произведение Алишера Навои – «Махбуб уль-гулуб» (1500 г.). В нем нашли отражение последние общественно-политические взгляды поэта. На протяжении всей своей жизни Алишер Навои совмещал литературное творчество с политикой. Будучи высокопоставленным чиновником, он внес значительный вклад в социально-экономическое развитие страны; спонсировал развитие науки, науки, искусства; всегда стремился к миру и согласию. Как видим, наследие Навои разнообразно по тематике и жанрам. Его произведения служили развитию узбекской литературы с 15 века и до сегодняшнего дня. На протяжении веков его работы были источником подражания и вдохновения.