+998 (65) 221 29 06

+998 (65) 221 30 46

Green Metrics University Rankings The Higher Education University Rankings QS Asian University Rankings

Ученые

  1. Главная  
  2. Ученые  
  3. Алишер Навои

Алишер Навои

15.02.2022

O'zbekcha

 

     

Русский

 

     

English

 

     

Français

 

Deutsch

 

     

한국인

 

     

日本

 

Алишер Навои (1441-1501) - великий поэт и мыслитель, государственный деятель. Его полное имя Низамиддин Мир Алишер. Под псевдонимом Навои он писал на чигатайском (или узбекском) и на персидском (на фарси). Это крупнейший представитель узбекской литературы на Западе. Вообще, среди всего тюркского народа нет такой крупной личности, как он. С юных лет Навои дружил с будущим правителем Хорасана (Трансоксании) Хусейном Бойкаро (1469-1506). Стихи начал писать с 10-12 лет. Согласно сведениям, оставленным современником Навои историком Хандамиром (1473(76) -1534), известный узбекский поэт Лутфи (1369-1465) в преклонном возрасте был замечен мальчиком Навои и высоко оценил его поэтический талант. На протяжении всей жизни Навои бывал в разных странах мусульманского Востока, встречался с выдающимися личностями своего времени. Совершенствует свое поэтическое мастерство. В 1464-1465 годах знатоки творчества Навои готовят его первый поэтический сборник (девоны). Из этого видно, что в те времена Навои был известным поэтом. До 1469 года из-за внутренних распрей между тимуридами Навои был вынужден жить вдали от своего родного города Герата. В 1469 году тимурид Хусейн Байкара завоевал Герат и стал правителем Хорасана. С этого времени начался новый этап жизни Навои. Он  принимает активное участие в политической жизни страны. В том же году правитель Хорасана назначил Навои государственной печатью, а в 1472 году он стал министром. За свою карьеру он внес значительный вклад в культурное и научное развитие страны. Становится владельцем большого имущества. В 1480 г. в г. Герате и других областях за свой счет построил  несколько медресе, 40 работ (станций для пассажиров), 17 мечетей, 10 суфийских жилищ (ханака), 9 бань, 9 мостов и др. Однако дворцовым чиновникам не нравится деятельность Навои, и они через различные заговоры портят свои отношения с Хусейном Бойкаро. Таким образом, Навои был освобожден от должности и в 1487 г. отправлен правителем в Астробод. Здесь он служит два года. Только по истечении этого срока Х. Бойкаро позволяет ему вернуться в Герат и сделать карьеру в его правительстве. Но Навои отвергает это предложение. Несмотря на отказ, Бойкаро предлагает должность близкого человека султана (“мукарраби Хазрати султан”). В такой должности Навои имел право принимать решения по всем делам, связанным с государственными делами. С этого времени начинается новый этап в жизни Навои, и он все больше занимается творчеством. Большая часть созданных им произведений относится именно к этому периоду. Навои жил и работал в последние годы правления Тимуридов (1370-1506). Поэтому в его произведениях преобладает общественный дух, важные проблемы, характерные для этой эпохи. В 1490-1501 годах Навои создал свои самые изысканные, социально-философские и научные произведения. Творчество Алишера Навои огромно. Объем шести дастанов  составляет около 60 000 стихов. С 1483 по 1485 год Навои создал произведение «Хамса», в которое вошли пять эпосов: «Хайрат ул-Аброр» («Удивление добрых людей»), «Фарход и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Саб`ай Сайяр». ("Семь планет"), "Садди Искандарий" ("Стена Александра"). “Хамса”Навои считается первым произведением на тюркском языке, созданным в этом жанре. Он доказал, что на тюркском языке можно создать произведение такого масштаба. Действительно, Навои пытался доказать, что на чигатайском языке (староузбекском) можно создать произведение, стоящее на одном уровне с персидско-таджикской литературой. И ему это удалось благодаря своим пяти сокровищам. Навои пробует свое перо практически во всех жанрах мусульманского Востока и показывает, что у него есть свой голос, свой стиль. В восточной литературе на тему” Лейли и Меджнун " создано более 120 дастанов. Навои также пишет дастан на эту тему с личным подходом. В эпосе рассказывается о любви Лейли и Меджнуна.  В своем выражении Навои пытался истолковать любовь к человечеству и суфизму. Свои суфийские взгляды Навои также выразил в поэмах” Фархад ва Ширин“,” Хайрат уль-Аброр". В его поэмах тема суфизма поднимается до общечеловеческого уровня. В этих дастанах одновременно через гуманистическое мировоззрение поэта ставятся актуальные проблемы мира. В двух других дастанах в «Хамсе» - «Сабъай сайяр» («Семь планет»), «Садди Искандарий» («Стена Искандара»)рассматриваются проблемы с правителем (Каюмов А. Садди Искандарий. В Ташкенте , 1980 года, на узбекском языке) становится ведущим. Известно, что Навои был близок ко дворцу Тимуридов и имел влияние на своего друга и царя Хусейна Бойкаро.  Поэтому в этих дастанах Навои выразил идеи посвящённые Х. Бойкаре: изменчивость мира и престола; Обязанности правителя перед своим народом... По отношению к традициям Хамсанафиса Навои отличается своей социальной и политической решительностью и оригинальностью. Абд ар-Рахман Джами (1414-1492) читал «Хамсу» Навои и хвалил ее. По своей социальной и художественной сущности “Хамса” Навои занимала высокое место в Средней Азии. Его много раз переписывали. Сегодня существует большой список «Хамсы» или его дастанов. Только в фонде Института востоковедения имени Абу Райхана Беруни насчитывается 166 рукописей, переписанных в XV-XX веках, составляющих целое произведение «Хамсы» или отдельные его дастаны. 84 из них в виде полных дастанов. Размер и популярность хамсы Навои показывают, что она занимает особое место в интеллектуальной жизни Центральной Азии. На протяжении всей своей жизни Алишер Навои совмещал литературное творчество с политикой. Будучи высокопоставленным чиновником, он внес значительный вклад в социально-экономическое развитие страны; Он всегда стремился к миру и согласию, чему способствовало развитие науки и искусства. Навои составил свои стихи на персидском языке под названием «Девони фоний». Он также хотел конкурировать с персидскими поэтами. Если считать количество газелей, выпущенных в виде сборников, то их 3150. Не будет преувеличением сказать, что Навои является лидером по количеству написанных им стихов. Навои также составил персидские сборники стихов и создал два сборника: «Ситтай Зарурия» («Шесть потребностей») и «Фусули Арбаа» («Четыре времени года»). Навои своей поэзией вывел на новый уровень узбекскую (чигатайскую) литературу. Поэзия Навои превосходит его более раннюю узбекскую литературу широтой тематики и жанровым разнообразием. В поэзии, как и в эпосах, он выражал актуальные вопросы светского и религиозного суфизма. Изданы также религиозные произведения Навои: «Арбаин» («Сорок рубайят»), «Мунаджат» («Молитва Аллаху»). Опубликован более подробный текст суфийского прозаического произведения «Насаим ал-мухаббат» («Ветер любви»), в котором содержатся сведения о 750 суфийских шейхах. Навои также создавал научные работы. реди них работы, сравнивающие персидский и тюркский языки: «Мухокамат ал-лугъатайн» («Двуязычный спор»); по теории аруз (объем написания стихов) - «Мезон ал-аузан» («Измерение объема»), по теории проблемного жанра - (загадка) «Муфрадат».

Кроме того, им были написаны брошюры на исторические темы: «Тарихи мулки Аджам» («История царей Ирана»), «Тарихи анбия ва хукама» («История пророков и мудрецов»). Свои художественные письма он собрал в сборник «Муншаат». Его царские труды посвящены жизни Абд Ар-Рахмана Джами — «Хамсат аль-мутахайрин», 1494 г., «Халати Сайид Хасан Ардашер» («Жизнь Сайида Хасана Ардашера»), «Халати Пахлавон Мухаммад» («Жизнь Пахлавона Мухаммада»). "). .

Последнее произведение Алишера Навои – «Махбуб уль-гулуб» (1500 г.). В нем нашли отражение последние общественно-политические взгляды поэта. На протяжении всей своей жизни Алишер Навои совмещал литературное творчество с политикой. Будучи высокопоставленным чиновником, он внес значительный вклад в социально-экономическое развитие страны; спонсировал развитие науки, науки, искусства; всегда стремился к миру и согласию. Как видим, наследие Навои разнообразно по тематике и жанрам. Его произведения служили развитию узбекской литературы с 15 века и до сегодняшнего дня. На протяжении веков его работы были источником подражания и вдохновения.

Ресурсы