|
|
|
|
|||
|
한국인
|
日本
|
Абдурауф Фитрат играет важную роль в истории нашей литературы как поэт и ученый, прозаик и драматург, педагог и просветитель. Он родился в 1886 году в Бухаре в интеллигентной семье. Учился в медресе и дорильфунах Бухары и Стамбула. Благодаря прекрасному знанию арабского, персидского и турецкого языков он усвоил труды великих ученых Востока. Отец писателя был торговцем и оставался в Кашгаре до 1918 года. В основном его воспитывала мать Мустафобиби (Бибижон), от которой он впервые услышал стихи таких великих поэтов, как Навои, Увайси, Зебуннисо, Бедиль, Фузули. Фитрат отправился учиться в Турцию в 1909 году и до 1913 года учился в Стамбульском медицинском университете. Принимал активное участие в организации в Турции ассоциации «Бухарское образование». Бехбуди послужил основой для школ неоправданного джадидского метода. Его первый сборник вышел в 1911 году под названием «Сайха» («Чорлов»).В эти же годы были изданы такие его произведения, как «Сайохи Хинди», «Мунозара».Во время учебы в Турецком медицинском университете в 1909-1913 годах его изобретательность и знания поражали профессоров и преподавателей. Во время учебы в Турецком медицинском университете в 1909-1913 годах его изобретательность и знания поражали профессоров и преподавателей. Его прозвали Фитрат-Донишманд. Творчество Фитрата относится к периоду усиления революционного движения в Туркестане и пробуждения Востока. Он, как и его предшественники, в первую очередь пропагандирует идеи просвещения. В его произведении «Спор», написанном в 1913 году, чувствуется, что он искал «путь спасения», спасая свой народ от болота угнетения. Важной отраслью Фитратского просветительского направления в этот период была также пропаганда русского языка и русской культуры. Такие взгляды широко пропагандируются в газете «Хуррият», которую он основал и редактировал. В эти же годы он выступил со лозунгом «Первая проблема на жизненном пути — это проблема школы» («Хуррият», 1917, № 1). Он писал в газете «Хюрриет» (1917, № 31) в статье под названием «Печаль страны…», что полон решимости бороться за Туркестан и за свободу своих женщин. Звучит призыв «Я родился для тебя, я жил для тебя, я для тебя, о святой очаг!" Он печатается в газете «Улуг Туркистон» (1917, № 2) под лозунгом «Да здравствует тюркизм, да здравствует ислам». Такие его произведения, как «Индийские споры», «Право Темура», «Огузхан», «Або Муслим», «Турецкий язык», также отражают свободные идеи, взгляды. Среди них были такие драмы, как «Кровь», «Бегижон», «Настоящая любовь», «Волна», «Восе бунт», «Пост». В процессе исследования находятся стихотворения Фитрата «Вчера», «В поисках могилы Бехбуди», «Шарк», вошедшие в сборник «Узбекские поэты», изданный в 1922 году. В стихотворении «Поэт» он заключает, что «я возлагал на себя много надежд». В его стихотворении «Ким дейай сени», написанном в 1920 году, в лирическом тоне воспеваются стремления, ожидания и любовь влюбленного к своей возлюбленной, что свидетельствует о том, что сейчас поэт поднимается на новую ступень творчества. Происходит сдвиг в творчестве поэта, мировоззрении, стремление к новаторству и красоте. То же можно увидеть и в идее его драм «Абулфайзхан», «Арслон» и «Восэ» (на таджикском языке). Его прозаические произведения, такие как «Судный день», «Восстание сатаны против Бога», теперь свидетельствуют об углублении творческой философии, стремлении к решению крупных социальных проблем. Будучи крупным ученым и литературным критиком, Фитрат также создал множество произведений. В частности, важную роль в истории литературоведения играют такие научные наблюдения, как «Правила словесности», «Образцы древнеузбекской письменности», «Об Арузе». Его исследования об Умаре Хайяме, Фирдавси, Навои, Бедиле, М. Салихе, Мукими, Фуркате несомненно послужат важным источником в изучении истории нашей литературы. Ахмад Яссави написал статьи о более чем десятке представителей классической литературы, таких как Сулейман Багиргани. В то же время Фитрат вел активную деятельность как ученый, крупный педагог, организатор народного просвещения. С 1921 по 1923 год он занимал пост народного министра просвещения республики. С 1923 по 1924 год читал лекции в Институте восточных языков в Москве, а затем в Петербургском медицинском университете. Учебник «Узбекский язык» и книга «Узбекский язык сарфи» (грамматика) были изданы пять раз в 1925-1930 гг. Также созданы были статьи «Наш язык», «Уроки узбекского языка» и статья «По случаю орфографической конференции». За эти работы он одним из первых среди узбекских ученых был удостоен высокого ученого звания профессора. Фитрат был казнен 4 октября 1938 года вместе с такими великими интеллектуалами нашего народа, как Абдулла Кадыри, Чулпан, Отаджон Хашим, Каюм Рамазан, Гази Алим. Только к 1956 году он был оправдан. Только спустя почти тридцать пять лет он был оправдан, и благодаря эпохе независимости, появилась возможность говорить и писать правду о нем. Жизнь и литературная деятельность Абдурауфа Фитрата отличаются исключительным богатством контрастов. 25 сентября 1991 года Абдурауфу Фитрату была присуждена Республиканская государственная премия имени Алишера Навои за заслуги в развитии узбекской драматургии, создании школы реалистической литературной критики и литературоведения.