+998 (65) 221 29 14

+998 (65) 221 27 64

Новости

  1. Главная  
  2. Новости  
  3. Сила, движущая научный прогресс

Сила, движущая научный прогресс

28.05.2022

Издавна во всём мире Бухара славилась как один из центров мировой науки и просвещения, воспитания и культуры. В согласии с древними традициями на этой земле в сентябре 1930 года был организован Бухарский государственный педагогический институт. Впервые годы независимости по Указу Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова УП №356 от 23 февраля 1992 года, а также по приказу Кабинета Министров №125 от 11 марта 1992 года вузу присваивается статус университета. Сегодня это высшее учебное заведение празднует свой 85-летний юбилей.

За все годы существования в университете подготовлено свыше 78129 выпускников по различным направлениям. Также, в различные годы в университете работали более 610 докторов наук, свыше 4100 кандидатов наук и около 8670 преподавателей. 

Бухарский государственный университет в нашей республике считается одним из первых высших учебных заведений. Если вначале в вузе вели свою деятельность 17 педагогов, то сегодня их число составляет 489 человек; если до независимости как педагогический институт он готовил лишь учителей, то с 1992 года, после получения статуса университета, его возможности увеличились: в 1990-91 годах обучение в вузе проводилось по 14 направлениям, сегодня - по 35.

     До создания государственных университетов в Ургенче (1934), Карши (1955), Термезе (1956) Бухарский вуз в этих областях занимал ведущее место по подготовке квалифицированных педагогических кадров. В дальнейшем он стал основой создания Навоийского педагогического института, а также Бухарского филиала Ташкентского института ирригации и мелиорации.

    В университете созданы научные школы по таким направлениям, как философия, родной язык и литература, фольклористика, история Узбекистана, физика, биология, химия, математика и информатика, психология, педагогика, экономика.

    За годы независимости преподавателями-педагогами были успешно защищены 201 кандидатская, 26 докторских диссертаций. На сегодняшний день деятельность научных школ, формировавшихся долгие годы, продолжают подготовленные в них местные кадры.

В настоящее время в составе вуза 6 факультетов, 26 кафедр. В них обучается 6246 студентов по 35 направлениям, 129 магистрантов по 14 специальностям. Вместе с этим, в различных научно-исследовательских институтах 22 старших научных сотрудника проводят свои исследования по 21 специальности.

Среди профессоров и преподавателей университета, которые воспитывают и готовят научные, научно-технические и научно-­педагогические кадры, обладающие высокими профессиональными качествами, конкурентоспособностью, патриотизмом, чувствующие большую ответственность за судьбу страны и народа, 19 ученых являются докторами наук, 128 - кандидатами наук.

В основе научно-практических достижений университета в различных сферах науки, техники, педагогики и экономики, успехов в укреплении независимости нашей республики лежат прежде всего традиции и опыт организованных в университете научных школ. В настоящее время в жизнь нашей страны, коренным образом изменённой на основе национальных ценностей, успешно вводится современная система образования; при обеспечении экономики нашей республики местной продукцией широко внедряются в практику успехи науки и техники. Большая роль в разработке новых современных технологий по разным направлениям принадлежит химикам, физикам, математикам, гелиотехникам, биологам, экономистам, филологам, историкам, педагогам-дидактикам нашего вуза. Значимость научных работ, внедряемых ими в практику в масштабе республики, огромна.

С каждым годом в Бухарском университете увеличивается количество изучаемых перспективных направлений науки. В вузе достигли высоких успехов такие направления, как использование альтернативных источников энергии, оптика, гелиотехника, почвоведение и проблемы коррозии земли, создание композитных материалов, проблемы филологии (языкознание, литературоведение и фольклористика), историоведение и источниковедение Узбекистана, актуальные проблемы истории Восточной философии, проблемы привлечения в спорт девушек и женщин, создание новых сортов сельскохозяйственных культур, создание новых программ по информационно-коммуникативным технологиям, использование микроскопических и высших водорослей в повышении рыбной производительности, очищение биотехнологическими методами сточных вод, алгебра, геометрия, орнитология, педагогика, психология, экономика и туристическое обслуживание.

При университете ведут плодотворную деятельность научная лаборатория «Биотехнологические проблемы» и «Центр инновационных научно-образовательных технологий», которые разрабатывают способы использования в различных сферах экономики республики результатов проводившихся в университете научно-исследовательских работ, организуют эффективные механизмы инновационного корпоративного сотрудничества науки и производства, создают возможности для усиления роли производства в процессе подготовки высококвалифицированных кадров и обеспечения их местом работы, способствуют увеличению результативности проводящихся в системе университета исследований для обеспечения необходимых сфер корпоративного сотрудничества научно-­технологическими разработками, полученными в результате научно- исследовательской деятельности профессорско-преподавательского коллектива.

Более 40 разработок, созданных в университете в 2015 году и занесённых в «Каталог» научно-исследовательских работ, внедрены в производственные предприятия, организации, фермерские хозяйства. Кроме того, в ходе работы республиканских и областных инновационных ярмарок было подписано более 10 договоров на сумму 200 млн. сумов.

В результате проведённых на базе университета в 2015 году исследований научными сотрудниками БухГУ выиграны 6 патентов, подготовлены и сданы в Государственное патентное бюро проекты 5 разработок. Кроме того, в 2015 году в республиканских и зарубежных журналах, в материалах и сборниках конференций было издано 15 монографий, 7 учебников, 16 учебных пособий, 1054 научных статей и тезисов.  

Достижения формировавшихся годами в Бухарском государственном университете научных школ по математике, физике, химии, биологии и почвоведению, истории, философии, педагогике, языкознанию, литературоведению, фольклористике, психологии признаны не только в республике, но и в мировом масштабе. Большинство научных сотрудников, ведущих свою деятельность в университете сегодня, являются членами этих школ и имеют возможность достойно продолжить традиции своих учителей. С учетом этого в университете был организован «Учебно-научный комплекс» (научно-практический парк - технопарк), на базе которого предусмотрено сохранение, восстановление и расширение научных школ, усиление их деятельности и престижа. Основной целью этого научно-практического центра является выполнение таких приоритетных задач, как обеспечение инновационного корпоративного сотрудничества науки, образования и производства, широкое внедрение в экономику результатов научных исследований,  реализация на практике теоретических знаний молодёжи. Несомненно, своими научными достижениями такие научные школы играют важную роль в обогащении интеллектуальной собственности не только республики, но и мира.

В университете созданы все необходимые условия, чтобы поднять на высокий уровень систему «учитель-ученик» (устоз-шогирд) с целью улучшения подготовки молодых учёных, воспитания любви и интереса к науке одарённых студентов.

В университете на кафедре информационных технологий при участии профессоров, преподавателей и

студентов создана автоматизированная электронная система контроля учебного процесса и заполнения документации, которая в данное время совершенствуется. Для активизаций научных разработок в этой области при кафедре организована инженерная лаборатория программирования. В рамках ее основных научных направлений - расширение функциональных возможностей и обеспечение удобства таких кабелей, как BUIS - информационной системы, поддерживающей учебно- информационные процессы, LMS Moodle — программной системы, поддерживающей подготовку учебных программ и учебных материалов на основе модульного принципа,  Cule Flow - программной системы, поддерживающей протекающий в университете информационный процесс, связанный с документальным потоком и ведущей мониторинг.

В 2015 году на агроучастке университета при сотрудничестве с учёными-селекционерами ПСУЕЛИТИ Бухарского ИТС   с целью создания высокоурожайных, высококачественных, скороспелых, выносливых ко всем природным условиям и отвечающих всем требованиям мирового рынка сортов средневолокнистых хлопчатников собрано 22 вида коллекций. Для достижения предусмотренного в перспективе плана из них были выбраны 10 сортов и путем скрещивания созданы первые поколения гибридных комбинаций. Экспериментальные исследования подобного рода будут расширены за счет привлечения таких сортов хлопчатника, как «Бухара - 6- 10», «Жондор кудрати», «Порлок».

Экологические проблемы бухарского региона, а именно: изменение климата, усиление процесса опустынивания, изменение количества и сроков выпадения осадков, проблема пресной воды, изменение состава песка, исчезновение некоторых видов животных и растений в результате нарушения их природных условий жизни и многие другие - в настоящее время для региона приобретают чрезмерную актуальность.

Одной из важных задач является использование и внедрение в практику научных выводов, полученных в качестве конечных результатов реализации задач приведенных выше научных направлений, то есть быстрое и непрерывное введение в процесс образования научно-технических прогрессивных изменений (например: при создании учебной литературы, проведении практики, выполнении магистерских диссертаций, дипломных проектов, выпускных квалификационных работ).

Таким образом, в процессе модернизации страны, демократизации общества, создания правового государства, в условиях реформирования экономики на основе рыночных принципов, при социальной защите человека, обеспечении глубокого овладения им историческими, философскими, правовыми, духовными, экономическими знаниями важную роль играет всестороннее содействие работе существующих научных школ, восстановлениеи распространение их традиций, широкое привлечение в научную сферу одарённой и талантливой молодёжи.

 А. А. Тулаганов - ректор БухГУ, доктор технических наук, профессор.

Ресурсы