+998 (65) 221 29 14

+998 (65) 221 27 64

История университета

  1. Главная  
  2. История университета  
  3. История Бухарского государственного университета

История Бухарского государственного университета

19.09.2023

     История создания высших учебных заведений Бухары связана с историей Мечети Джами (712-713), и таких медресе, как  Фаржак (VIII век),   Гарбия (1088-1677), Улугбек (1417), Мири Араб (1535), Абдулазизхан (1652), Надир Диван-Беги, Кукельдаш. До 1920 года в городе Бухаре насчитывалось 127 медресе.   Наряду с выдающимися  учёными и мыслителями Бухары Исмаил аль-Бухари, Абу Али ибн Сина, Абу Бакр Наршахи,  Абдулхалик Гиждувани, Бахауддин Накшбанд, Ходжаа Исмат Бухорий, А.Дониш, С.Айний, А.Фитрат, Рудакий, Замаршахий, Умар Хайям, Махтумкули, Б.Кербобоев, Мукимий в этих медресе учились такие великие сыны Востока, как Рудаки, Замашхари, Умар  Хайям,  Махтумкули, Б.Кербабаев, Мукими.

     В 1922 году по решению Бухарской народной республики  в Бухаре и в Чарджоу открылся институт народного просвещения. Это были первые шаги на пути создания современного высшего образования.  Абдурауф Фитрат и Файзулла Ходжаев выходят с предложением создать на базе института университет, однако после завершения Бухарской народной республики  эта идея не сбылась. В 1930 году был открыт Бухарский педагогический институт.  В первые годы существования данного учебного заведения, имелись лишь два отделения – историко-общественный и химико-биологический, а количество студентов составляло 45 человек. Уже к 1935 году в БухГИ  имелись 2-х летний институт учителей и пять отделений, которые впоследствии были преобразованы в факультеты. Большой вклад для процветания этого института внесли такие ученые как А. Фитрат, М. Салихов, М. Саиджанов, Б. Чупанзаде, И. Кожин, Ф. Трудаков, П. Короленко, Н. Меркулович, В. Абдуллаев, Г. Юсупов и другие.

     Во время  Второй мировой войны, большинство преподавателей и 47 студентов добровольцами отправились на фронт  и институт функционировал лишь частично. В этот трудный период для того, чтобы привлечь больше студентов к учебе в городах  Карши,  Гиждуван  и  Шафиркан были открыты небольшие филиалы Бухарского института. Именно с филиала Бухарского педагогического института берут своё начало университеты Карши, Термеза и Ургенча, являющиеся в настоящее время ведущими высшими учебными заведениями независимого Узбекистана.

     В послевоенные годы институт стал развиваться и стал одним из ведущих высших учебных заведений. Если в 1946-1960 годах количество студентов института составляло 521, то к 1960-1980 годы оно увеличилось до 1575, а в 1980-е годы до 7531. В институте вели деятельность такие ведущие учёные, как  М.Мирзаев, Ш.Балавадзе, С.Алиев, М.Абдуллаев, В.Муминов, Н.Жаббаров, Ж.Намозов, Н.Неъматов, Ф.Косимов, Б.Очилов, Р.Вохидов, О.Сафаров, А.Атоев, О.Ёриев, Р.Рахмонов, К.Зарипов, С.Иноятов, О.Розиков и другие. Наибольшее развитие получили такие направления в науке, как биология, химия, физика, гелиотехника, ихтиология, философия, география, история, лингвистика, филология и литературоведение. В 1989 году в институте открылась аспирантура  по  направлению  подготовки « Языкознание и литературоведение».  Институт стал одним из центров современной науки Республики и в 1981 году был награжден орденом.

     Можно отметить с гордостью, что выпускниками Бухарского педагогического института были  такие  известные общественные, культурные, научные и политические деятели Узбекистана и соседних стран, как народная поэтесса Таджикистана, лауреат  Госпремии   имени  Рудаки Г.Сулаймонова, народный поэт Ж.Камол, народный писатель Н.Аминов, Член-корреспондент Белорусской академии А.Столяр, директор Ташкентского Академического института имени Наваи Ф.Мирзаев, чемпионы мира С.Курбонов и В.Хужаевы.

  • В 1992 году Бухарский педагогический институт был преобразован в университет, и стал Бухарским государственным университетом.
  • После преобразования на основании указа первого президента Республики Узбекистан И.Каримова от 28 февраля 1992 года Бухарского педагогического института в университет, возможности расширились еще больше. В настоящее время в университете имеется 8 факультетов, 43 кафедры, специальное заочное отделение и  Центр повышения квалификации. В университете имеется 36 направлений бакалавриата, 22 специальности магистратуры, 23 специальностей и 4 направления докторантуры.
  • Таким образом, научные  возможности университета с каждым годом растут. При этом университет стало подразумевается создание специальных издательских и научных журналов.  В целях обеспечения такой  жизненно важной потребности в 2000 году в университете было организовано специальное издание. Журнал «Научные вести БухГУ» читают не только в Бухаре, но и студенты других вузов  нашей республики, которые занимаются активными научными исследованиями.  С 1997 года школа бизнеса, а с 1999 года школа гимназии начала функционировать под опекой университета.
  • Университет один из первых в Республике  компьютеризировал рейтинговая система оценивания знаний студентов. А в 2000 году заработала локальная компьютерная сеть.
  • университет наладил сотрудничество с такими ведущими научно-исследовательскими институтами Академии наук страны, как УзМУ, СамГУ, ФарГУ и  др., а также  с крупными научными  вузами зарубежных стран. В этой связи, были заключены договора с университетами Айн-Шамс и Аль-Азхар в Арабской Республики Египет, университетом Ар-Рийо в Саудовской Аравии, Штутгарским университетом в  Германии,  университетом Сарбония III и V во Франции, университетом Рединга в Великобритании,  Новосибирским университетом в  России. В результате, обмен студентами  и опытом с этими учебными заведениями стал традицией.
  • В 2004-2006 годы по университету 2 магистра стали стипендиатами Президентской стипендии, 9 студентов государственной, 44 студента университетской, 32 студента стали лауреатами других стипендий.
  • На протяжении 2004-2006 годов усилиями преподавателей университета была создана электронная версия 12 учебников и учебных пособий, 52 электронных учебных пособий, в 2004-2007 годы более 210 текстов лекций. 
  • В последующие три года результаты научно-исследовательской работы стали более эффективными. В 2004-2006 годы были успешно защищены 8 докторских, 28 кандидатских диссертаций.
  • Профессоры и преподаватели университета активно участвуют и добиваются успеха в таких конкурсах как государственные гранты, фундаментальные, практические и инновационные направления исследований фонда.  
  •          В 2004-2016 годы на основе 9 грантов были завершены научные работы в сумме 36199000 сумов.
  • При университете работают 4 академических лицея, гимназия, бизнес школа, 6 центров обучения языков, электронная библиотека, информационно-ресурсный центр и центр тестирования.
  • В настоящее время в университете учатся 8778 студентов. Будущим специалистам преподают уроки 36 докторов наук и профессоров, 161 кандидатов наук и доцентов. 

Ресурсы