+998 (65) 221 29 06

+998 (65) 221 30 46

Green Metrics University Rankings The Higher Education University Rankings QS Asian University Rankings

История университета

  1. Главная  
  2. История университета  
  3. История Бухарского государственного университета

История Бухарского государственного университета

30.12.2021

     История создания высших учебных заведений Бухары связана с историей Мечети Джами (712-713), и таких медресе, как  Фаржак (VIII век),   Гарбия (1088-1677), Улугбек (1417), Мири Араб (1535), Абдулазизхан (1652), Надир Диван-Беги, Кукельдаш. До 1920 года в городе Бухаре насчитывалось 127 медресе.   Наряду с выдающимися  учёными и мыслителями Бухары Исмаил аль-Бухари, Абу Али ибн Сина, Абу Бакр Наршахи,  Абдулхалик Гиждувани, Бахауддин Накшбанд, Ходжаа Исмат Бухорий, А.Дониш, С.Айний, А.Фитрат, Рудакий, Замаршахий, Умар Хайям, Махтумкули, Б.Кербобоев, Мукимий в этих медресе учились такие великие сыны Востока, как Рудаки, Замашхари, Умар  Хайям,  Махтумкули, Б.Кербабаев, Мукими.

     В 1922 году по решению Бухарской народной республики  в Бухаре и в Чарджоу открылся институт народного просвещения. Это были первые шаги на пути создания современного высшего образования.  Абдурауф Фитрат и Файзулла Ходжаев выходят с предложением создать на базе института университет, однако после завершения Бухарской народной республики  эта идея не сбылась. В 1930 году был открыт Бухарский педагогический институт.  В первые годы существования данного учебного заведения, имелись лишь два отделения – историко-общественный и химико-биологический, а количество студентов составляло 45 человек. Уже к 1935 году в БухГИ  имелись 2-х летний институт учителей и пять отделений, которые впоследствии были преобразованы в факультеты. Большой вклад для процветания этого института внесли такие ученые как А. Фитрат, М. Салихов, М. Саиджанов, Б. Чупанзаде, И. Кожин, Ф. Трудаков, П. Короленко, Н. Меркулович, В. Абдуллаев, Г. Юсупов и другие.

     Во время  Второй мировой войны, большинство преподавателей и 47 студентов добровольцами отправились на фронт  и институт функционировал лишь частично. В этот трудный период для того, чтобы привлечь больше студентов к учебе в городах  Карши,  Гиждуван  и  Шафиркан были открыты небольшие филиалы Бухарского института. Именно с филиала Бухарского педагогического института берут своё начало университеты Карши, Термеза и Ургенча, являющиеся в настоящее время ведущими высшими учебными заведениями независимого Узбекистана.

     В послевоенные годы институт стал развиваться и стал одним из ведущих высших учебных заведений. Если в 1946-1960 годах количество студентов института составляло 521, то к 1960-1980 годы оно увеличилось до 1575, а в 1980-е годы до 7531. В институте вели деятельность такие ведущие учёные, как  М.Мирзаев, Ш.Балавадзе, С.Алиев, М.Абдуллаев, В.Муминов, Н.Жаббаров, Ж.Намозов, Н.Неъматов, Ф.Косимов, Б.Очилов, Р.Вохидов, О.Сафаров, А.Атоев, О.Ёриев, Р.Рахмонов, К.Зарипов, С.Иноятов, О.Розиков и другие. Наибольшее развитие получили такие направления в науке, как биология, химия, физика, гелиотехника, ихтиология, философия, география, история, лингвистика, филология и литературоведение. В 1989 году в институте открылась аспирантура  по  направлению  подготовки « Языкознание и литературоведение».  Институт стал одним из центров современной науки Республики и в 1981 году был награжден орденом.

     Можно отметить с гордостью, что выпускниками Бухарского педагогического института были  такие  известные общественные, культурные, научные и политические деятели Узбекистана и соседних стран, как народная поэтесса Таджикистана, лауреат  Госпремии   имени  Рудаки Г.Сулаймонова, народный поэт Ж.Камол, народный писатель Н.Аминов, Член-корреспондент Белорусской академии А.Столяр, директор Ташкентского Академического института имени Наваи Ф.Мирзаев, чемпионы мира С.Курбонов и В.Хужаевы.

  • В 1992 году Бухарский педагогический институт был преобразован в университет, и стал Бухарским государственным университетом.
  • После преобразования на основании указа первого президента Республики Узбекистан И.Каримова от 28 февраля 1992 года Бухарского педагогического института в университет, возможности расширились еще больше. В настоящее время в университете имеется 8 факультетов, 43 кафедры, специальное заочное отделение и  Центр повышения квалификации. В университете имеется 36 направлений бакалавриата, 22 специальности магистратуры, 23 специальностей и 4 направления докторантуры.
  • Таким образом, научные  возможности университета с каждым годом растут. При этом университет стало подразумевается создание специальных издательских и научных журналов.  В целях обеспечения такой  жизненно важной потребности в 2000 году в университете было организовано специальное издание. Журнал «Научные вести БухГУ» читают не только в Бухаре, но и студенты других вузов  нашей республики, которые занимаются активными научными исследованиями.  С 1997 года школа бизнеса, а с 1999 года школа гимназии начала функционировать под опекой университета.
  • Университет один из первых в Республике  компьютеризировал рейтинговая система оценивания знаний студентов. А в 2000 году заработала локальная компьютерная сеть.
  • университет наладил сотрудничество с такими ведущими научно-исследовательскими институтами Академии наук страны, как УзМУ, СамГУ, ФарГУ и  др., а также  с крупными научными  вузами зарубежных стран. В этой связи, были заключены договора с университетами Айн-Шамс и Аль-Азхар в Арабской Республики Египет, университетом Ар-Рийо в Саудовской Аравии, Штутгарским университетом в  Германии,  университетом Сарбония III и V во Франции, университетом Рединга в Великобритании,  Новосибирским университетом в  России. В результате, обмен студентами  и опытом с этими учебными заведениями стал традицией.
  • В 2004-2006 годы по университету 2 магистра стали стипендиатами Президентской стипендии, 9 студентов государственной, 44 студента университетской, 32 студента стали лауреатами других стипендий.
  • На протяжении 2004-2006 годов усилиями преподавателей университета была создана электронная версия 12 учебников и учебных пособий, 52 электронных учебных пособий, в 2004-2007 годы более 210 текстов лекций. 
  • В последующие три года результаты научно-исследовательской работы стали более эффективными. В 2004-2006 годы были успешно защищены 8 докторских, 28 кандидатских диссертаций.
  • Профессоры и преподаватели университета активно участвуют и добиваются успеха в таких конкурсах как государственные гранты, фундаментальные, практические и инновационные направления исследований фонда.  
  •          В 2004-2016 годы на основе 9 грантов были завершены научные работы в сумме 36199000 сумов.
  • При университете работают 4 академических лицея, гимназия, бизнес школа, 6 центров обучения языков, электронная библиотека, информационно-ресурсный центр и центр тестирования.
  • В настоящее время в университете учатся 8778 студентов. Будущим специалистам преподают уроки 36 докторов наук и профессоров, 161 кандидатов наук и доцентов. 

Ресурсы